«Автодор» обвиняют в нецелевом использовании средств на строительство ЦКАД

По итогам проверки Счетной палаты, деньги, выделенные Фондом национального благосостояния, госкомпания поместила в Газпромбанк под проценты.
 
На строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) госкомпания в 2015 году получила 39 миллиардов рублей, из которых 21,7 миллиарда рублей составляют средства ФНБ, инвестированные 29 апреля в облигации «Автодора», 10 миллиардов рублей приходится на субсидию Минтранса. 7,5 миллиардов рублей остались неотработанными компанией с 2014 года.
 
В рамках проекта ЦКАД предполагается сооружение пяти пусковых комплексов. На сегодняшний день «Автодором» заключены договора целевого финансирования на строительство двух комплексов, на что в текущем году было выделено всего 4 миллиарда рублей.
 
Аудиторы Счетной палаты выявили, что «Автодор» не использует по назначению средства ФНБ, а положил на свой счет в Газпромбанке.
За май и июнь по данному вкладу было начислено процентов на сумму 262 миллиона рублей. В то же время, до конца 2015 года правительство России выделит из ФНБ на реализацию проекта еще 16,7 миллиарда рублей.
 
Кроме того, Счетная палата инкриминирует «Автодору» невыполнение одного из условий строительства, согласно которому госкомпания обязана привлекать инвесторов для финансирования строительства ЦКАД. Предполагалось, что в 2014 году объем вложений составит 370 миллионов рублей, а в 2015-ом – 8 миллиардов рублей. Несмотря на это, привлечение инвестиций так и не было осуществлено.
 
До сих пор «Автодор» не приступил к возведению первого пускового комплекса ЦКАД, хотя с момента заключения соглашения о его строительстве прошло более года, а начало строительства третьего и четвертого пусковых комплексов запланировано только на 2016 год. Не начато и строительство пятого пускового комплекса объекта, несмотря на то, что договор был заключен в декабре 2014 года. Аванс в размере 11,2 миллиарда рублей выплачен подрядчику – ООО «Кольцевая магистраль» и находится на его счете в Газпромбанке. Доход по процентам от этого вклада достиг 190 миллионов рублей.
 
Проектная документация строительства ЦКАД также вызвала нарекания со стороны Счетной палаты. На разработку проекта было потрачено 8 миллиардов рублей, после чего в 2012 году он был утвержден. С 2014 года в документацию начали вносить изменения, на что ушло уже порядка 100 миллионов рублей.
 
В свою очередь, представители «Автодора» заявили, что предъявленные Счетной палатой обвинения стали для компании полной неожиданностью, а изложенные в них факты не соответствуют действительности.
По версии «Автодора», средства ФНБ в размере 38,4 миллиарда рублей были направлены в Газпромбанк а не на счета госкомпании.
 
После этого «Автодор» по закрытой подписке выпустил облигации, а Газпромбанк, в рамках договора купли-продажи, приобрел их на сумму 21,7 миллиарда рублей.
 
В компании также утверждают, что строительство первого пускового комплекса ЦКАД до сих пор не ведется по вине подрядчика – компании «Стройгазконсалтингом», которая выиграла конкурс на строительство, а затем, после смены собственника уведомила «Автодор», что не сможет осуществить запланированные работы. По словам представителя «Автодора», за неисполнение обязательств в предусмотренные соглашением сроки госкомпания потребовала от подрядчика уплатить 213,9 миллиона рублей неустойки.
Что же касается пятого пускового комплекса, то его строительство, как утверждают в «Автодоре», уже стартовало и ведется в соответствии с графиком проведения работ.
 
Общая стоимость Центральной кольцевой автодороги составляет в 300 миллиардов рублей. В марте правительство сократило расходы «Автодора» на 19 миллиардов рублей, а в июле премьер-министр России Дмитрий Медведев вынес руководителю госкомпании Сергею Кельбаху выговор «за ненадлежащее исполнение обязанностей». Интерес к деятельности «Автодора» проявляла и Федеральная антимонопольная служба, по мнению которой конкурсы на строительство участков ЦКАД проводились с нарушениями. ФАС подозревает госкомпанию в заключении антиконкурентного соглашения.