ГИБДД дала свою трактовку термину «опасное вождение»

В российской Госавтоинспекции разработали свой вариант определения, которое должно войти в Правила дорожного движения.
 
Напомним, что ввести в ПДД понятие «опасное вождение» ГИБДД и представителям общественных организаций в прошлом году поручил премьер-министр России Дмитрий Медведев.
 
 
Поправки необходимы для эффективного пресечения проявлений «агрессивной езды», когда водители «подрезают» другие автомобили и совершают иные маневры, которые могут привести к аварии.
 
Минимальным наказанием за такие нарушения может стать штраф в 5 000 рублей, а максимальным – изъятие прав и привлечение к уголовной ответственности.
 
К опасному вождению предлагается отнести действия, «создающие угрозу гибели других водителей и людей на дороге» – резкие перестроения, обгоны и торможения, несоблюдение безопасной дистанции.
 
В отношении автомобилистов, допускающих на дороге перечисленные нарушения, ГАИ сможет применять санкции в виде штрафов или лишения водительского удостоверения. 
 
По версии ГАИ, в перечень элементов опасного вождения необходимо включить
...неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий, в числе которых – невыполнение требования уступить дорогу автомобилю, у которого имеется преимущественное право движения (при перестроении из одной полосы движения в другую), а также перестроение в условиях интенсивного трафика при всех занятых полосах (за исключением поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). 
К ним же стоит причислить несоблюдение безопасной дистанции до едущего впереди ТС, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. 
Перечисленные действия, по мнению Госавтоинспекции, могут привести к
...ситуации, создающей угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба,
т.е. к ДТП.
 
В первом варианте определения, предложенном в 2015 году, под опасным вождением понимался отказ уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, несоблюдение дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону.
 
Премьер посчитал такую расшифровку слишком сложной, и после проведения общественных слушаний документ был доработан и направлен в кабмин для окончательного утверждения в статусе нового положения ПДД.
 
Специалисты по-разному оценивают предстоящие нововведения.
 
Президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре, поддержав инициативу ГАИ, подчеркивает, что одним из основных признаков действий, которые будут отнесены к опасным, является неоднократность их совершения водителем:
Однократное действие может быть связано с ошибкой. Очень важно, чтобы данная формулировка была донесена до участников движения, были выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения. Это позволит избежать двоякости толкования и, как следствие, конфликтных ситуаций и недоразумений.
Первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков также высказал одобрение редакции поправок от ГИБДД:
Чем подробнее будет, тем лучше.
Поддержали проект и в транспортном  департаменте Москвы, указав при этом на важность введения в ПДД термина «опасное вождение».
 
В то же время, эксперты не могли не обратить внимание на то, что новые поправки отчасти повторяют уже имеющиеся в ПДД положения о нарушениях.
 
Так, редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов отметил:
С одной стороны, чтобы избежать злоупотреблений, мы не можем отказаться от конкретных нарушений в описании термина. С другой, дублировать имеющиеся положения ПДД в термине «опасное вождение» неправильно.
С этим мнением согласен и глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, напомнивший, что за ряд нарушений, перечисленных в проекте Госавтоинспекции, в Кодексе об административных правонарушениях уже предусмотрены штрафные санкции: так, отказ уступить дорогу автомобилю с преимущественным правом проезда, согласно статье 12.17 КоАП, наказывается штрафом в размере 500 рублей.
 
У эксперта возникли вопросы и по поводу «несоблюдения безопасной дистанции» и «необоснованное резкое торможение»:
Для современных машин с хорошими тормозами – это 8 м, для старых «Жигулей» – 28 м. Кто и как будет определять обоснованность торможения?
Травин также считает, что угроза гибели или ранения людей сама по себе «не может образовывать состав административного правонарушения», если же допустить такую возможность, то как опасную езду можно будет рассматривать даже объезд ямы.
 
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов обратил внимание на то, что нововведения могут спровоцировать злоупотребления со стороны инспекторов ГИБДД:
Проблема в том, что гаишники будут сами решать, как трактовать то или иное нарушение. Вот человек не уступает дорогу скорой помощи. Инспектор может это расценить, как нарушение на 500 рублей, а может – как опасную езду с лишением прав. Все это приведет к росту коррупции.
По словам Шкуматова,
...общество и ГИБДД, кажется, не готовы еще к введению такого термина.
Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, охарактеризовав определение «опасной езды» как «слишком громоздкое», предложил свой вариант борьбы с агрессивными водителями:
Не надо прописывать все до мелочей, все равно решение о наказании будет принимать суд. Надо сделать так, чтобы ст. КоАП «Хулиганство» распространялась и на дорожные маневры. А от субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге.
Руководитель проекта Probok.net Александр Шумский назвал нововведение «крайне неблагодарной задачей», которая вызовет недовольство водителей или сотрудников ГАИ, однако отметил при этом:
Термин должен быть, не вижу ничего страшного, если мы его подкорректируем исходя из судебной практики.