Исторический тур ŠKODA: 120 лет. На родине Лаурина и Клемента

Пролог. 
 
…Что такое Чехия? Сердце Европы, великолепная кухня, большой хоккей, и, конечно же, знаменитые автомобили ŠKODA.  Причем, история марки началась не вчера - ŠKODA одна из первых в мире компаний, которая начала промышленный выпуск «самобеглых колясок» на рубеже веков – а поэтому заслуживает самого подробного рассказа, который ждет вас ниже. 
 
В конце августа автомобильный дайджест CarzClub.ru вместе с коллегами из федеральных СМИ пригласили на событие, которое, без преувеличения, бывает один раз в жизни: двойной юбилей компании ŠKODA.   
120 лет назад, в конце 1895 года друзья-тезки – Вацлав Лаурин и Валцав Клемент – основали  в городе Млада-Болеслав одноименную фирму Laurin& Klement, которая позже вошла в состав машиностроительной компании из Пльзеня ŠKODA.
А 110 лет назад, там же, в Млада-Болеславе стартовало производство первых автомобилей. Впрочем, к истории марки мы еще вернемся.
Сказать по чести, мы ждали этого приглашения, поскольку наше издание давно вплотную работает с брендом ŠKODA, освещая деятельность, как самой компании, так и крупнейшего дилера марки в области – Автомир Богемия Воронеж. Таким образом, мы и оказались в списке СМИ, достойных посетить Чешскую Республику и провести несколько увлекательных дней на родине ŠKODA.
А предварительная программа пресс-тура и, особенно, ее пункт «тест-драйв исторических моделей», не оставила равнодушной. 
 
Часть 1: На родине Лаурина и Клемента
 
Старая добрая Прага встретила нас дождем. Мелким и противным, но прогноз на ближайшие несколько дней обнадеживал: должно быть солнечно и тепло. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour   Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
  
После кофе-брейка и небольшого инструктажа от представителей пресс-службы ŠKODA, мы отправились в «чешский Детройт» - так мы окрестили город Млада-Болеслав – по сути, в сердце автомобильной промышленности Чехии и на родину марки ŠKODA. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Мы выбрали для поездки ŠKODA Octavia 4x4 1.8 TSI в богатейшей комплектации L&K – сами понимаете, что полный привод вкупе с турбомотором мощностью 180 «лошадей» - доставляет удовольствие от вождения. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Выехав из аэропорта, расположенного в Рузине, и, покружившись немного по мощеным улочкам, сменившихся ровным асфальтом и застройками времен ЧССР, мы приехали на окраину северной части чешской столицы, и вскоре оказались на автостраде.  
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Впереди нас ждал Млада-Болеслав. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
И да простит нас чешская полиция, кое-где на трассе мы давали волю своим чувствам, несмотря на дождь. Благо, что местные дороги (впрочем, как и в большинстве стран Западной Европы) идеальны для вождения, и глубокие лужи на полотне автострады – явление нечастое. 
 
Описывать, как поглощает километры «Октавия», нет смысла – в свое время мы провели ее тщательный тест-драйв и рассказали о нем в публикации «Девушка созрела».
 
Справедливости ради отметим, что версия 4х4 на любой трассе крепко держится за дорогу всеми колесами, прощая водителю иной необдуманный или намеренный «заскок» в экстрим.   
 
Кстати, о безопасности. Двигаясь по трассе Е65, мы снова и снова невольно отмечали великолепную европейскую дорожную разметку и «поющую» обочину. Поясню – полосы нанесены с применением специальной технологии  и, когда колеса автомобиля касаются разметки (особенно актуальна обочина), раздается противный звук-скрежет, что моментально пробуждает и заставляет водителя вернуть автомобилю прямолинейное движение. 
 
Скажете, и что? А теперь представьте себе, скольких бы аварий можно было избежать, особенно при «сонных» дальних перегонах. Похожая разметка, к слову, встречается и в России, но европейское «пение» по тональности выше, пронзительнее и действует на внимание эффективнее.
 
…76 километров пролетели быстро, и вот,  мы уже въезжаем в старый город. Все чаще на улочках попадаются «Шкоды» разных лет, и приходит понимание того, что вот оно – сердце чешского автопрома.  Город небольшой, и на улицах не так много людей – все-таки, будний день, все работают. 
 
Подъезжаем к музею ŠKODA, где нас встречают оба Вацлава.
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Музей с депозитарием и мастерской по восстановлению олдтаймеров, дилерский центр и даже ресторан «Вацлав» - все находится здесь, на этой небольшой площади в городе. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
…Все началось в конце 1894 года, когда молодой 26-летний книготорговец Вацлав Клемент, увлеченный, как и многие в конце позапрошлого века велосипедами и велосипедным спортом, приобрел себе двухколесный аппарат немецкой марки. Покупка его не удовлетворила, что и побудило Клемента попытаться наладить собственное велосипедное производство. Партнером книготорговца стал 29-летний механик Вацлав Лаурин. Так в 1895 году возникла компания Laurin&Klement, начавшая производство велосипедов, продаваемых под маркой Slavia.
 

…Спрос на велосипеды Slavia неуклонно рос, фабрика расширялась, продукция из Млада-Болеслава получила известность уже по всей Австро-Венгрии и даже за ее пределами. И в 1898 году компаньоны, используя небольшой моторчик в полторы лошадиных силы, построили свой первый мотоцикл. Производство двухколесных моторных машин тоже быстро росло. На рубеже ХХ столетия в Млада-Болеславе делали даже трех- и четырехколесные мотоэкипажи. 

 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
В начале ХХ столетия фирма заметно окрепла. И в 1905 году из ворот предприятия выехал первый автомобиль под маркой Laurin&Klement A Voiturette. 
 
На двухместной машине стоял двухцилиндровый двигатель водяного охлаждения, объемом 1 л, мощностью 7 л.с. Это был не просто опытный образец, а серийный автомобиль – за два года изготовили 44 экземпляра. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Когда в 1906 году Laurin&Klement модели A показали на автосалоне в Праге, завод уже приступил к производству следующей модели под литерой «В» с 1,1-литровым двигателем. В следующем 1907-м появились Laurin&Klement моделей С и D. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Уже перед первой мировой войной автомобили Laurin & Klement стали экспортировать в Германию, Великобританию, даже Японию, а также – в Россию. Коммерческому успеху автомобилей Laurin&Klement способствовали спортивные. 
 
В 1908 году Laurin & Klement FC со 100-сильным мотором объемом 5,6 л под управлением инженера Отто Иеронимуса занял в гонке Санкт-Петербург – Москва первое место в своей категории и четвертое в абсолютном зачете. Это создало чешской марке в России хорошую репутацию. Дилеры Laurin&Klement работали не только в двух российских столицах, но и в Самаре, Симферополе, Ростове-на-Дону. 
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
«А когда же появился бренд SKODA?» - спросите вы. Терпение, читатели, сейчас все узнаете.
 
Необходимость наращивания капитала привела в 1925 г. к слиянию компании Laurin& Klement с крупнейшим в чехословацкой республике машиностроительным предприятием ŠKODA, расположенном в Пльзене. Кстати, у этого завода уже был и автомобильный опыт. В 1924-1925 гг. там собрали около 100 автомобилей по лицензии знаменитой французской фирмы Hispano-Suiza с разными кузовами.
 
Первую ŠKODA-Hispano-Suiza со 100-сильным 6,6-литровым мотором презентовали первому президенту Чехословацкой республики Томашу Масарику.
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
Слияние капиталов позволило модернизировать модельный ряд легковых автомобилей, носящих теперь марку ŠKODA, и обновить производство в Млада-Болеславе.
Дальнейшая история бренда развивалась более чем стремительно.
 
До начала войны предприятие в Млада-Болеславе выпускало снискавшие среди потребителей надежные и технически современные для того времени автомобили. А уже упоминавшееся выше участие ŠKODA в автоспорте только укрепляло имидж марки. 
Но война внесла свои коррективы. Хотя переход на «военные рельсы» не стал фактором полного отказа от производства легковушек. В те непростые годы за заводе выпускали Rapid ŠKODA Rapid 2200 и газогенераторные версии авто, двигатели которых способны были работать на угле или древесных брикетах (!).
 
Настоящая трагедия -  бомбардировка 9 мая 1945 года - нанесла заводу в Млада-Болеславе огромный урон. Тем не менее, уже в 1946 году построили 250 автомобилей ŠKODA Popular 995 предвоенной конструкции, а вскоре в производство запустили модернизированную модель ŠKODA 1101 Tudor с 32-сильным двигателем объемом 1,1 л.
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 
А новейшая история  ŠKODA началась в 1991 году, когда марка вошла в состав концерна Volkswagen. 
 
Дальше вы все знаете: стремительный выход на рынок с новыми моделями и признание потребителей. Кстати, некоторые авто из модельной линейки чешского концерна носят исторические именами – Rapid, Superb, Felicia.
 
Последний, кстати, был весьма популярен в России конца 90-х – начала «нулевых».
 
Автомобильные новости Воронежа, Автомобильные новости Черноземья, Шкода в Воронеже, купить Шкода в Воронеже, Исторический тур ŠKODA, Автомир Богемия Воронеж, Laurin&Klement, ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives, Skoda historical Tour
 

После довольно-таки подробного экскурса в историю, нам устроили экскурсию по музею ŠKODA,  и мы смогли заглянуть в святая святых  музея – депозитарий редких моделей и концепт-каров чешской марки.

Впрочем, об этом мы расскажем в нашей следующей публикации «Неподвластные времени»  цикла репортажей «Исторический тур ŠKODA:  120 лет».

 

Официальный дилер ŠKODA

 

 

компания «Автомир Богемия Воронеж»
г. Воронеж, ул. Коcмонавтов, 6, тел.: +7 (473) 233-01-30
 

 

Текст: Алексей Шамарин

Фото: Алексей Шамарин и ŠKODA AUTO Corporate Historical Archives.