Когда машины были большими...

Когда машины были большими. Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина. Часть 1.

 

Текст и фото: Александр Наконечный, специально для Автомобильного дайджеста Черноземья CarzClub.ru

 

Я еще не встречал ни одного человека, который бы равнодушно проходил мимо автомобиля 50х-70х годов выпуска, особенно американского производства. В то время наши родители еще только начинали проходить азбуку и получать октябрятские значки.

 

Именно тогда происходило становление мирового автопрома, который экспериментировал, искал решения, блистал дизайнерскими и техническими новинками и каждая модель была индивидуальна. Объединяло их одно - размеры. Сейчас, сидя на водительском сидении практически любого автомобиля, если это не седан представительского класса, водитель среднего роста может дотянуться до полки под задним стеклом. А в этих произведениях автомобильного искусства столько простора, что можно заводить домашних животных средних размеров и они не будут чувствовать себя как в клетке. Конечно, на улицах городов подобые экземпляры встречаются редко - иногда мелькают в свадебных кортежах, но всегда участвуют в тематических мероприятиях - автопробеги, выставки, празднования знаменательных для мировой автомобильной промышленности дат.

Одно из таких мероприятий проходит в Москве, с 7 по 10 марта 2014 года.

 

В 22-й раз в КВЦ "Сокольники" открывает свои двери "Олдтаймер-Галерея" - уникальное, крупнейшее в Восточной Европе шоу старинных автомобилей, антиквариата и стиля давно ушедших времен.

 

Поэтому я просто не смог отказаться, получив приглашение от пресс-службы выставки, и две недели провели с редакцией CarzClub.ru в предвкушении прикосновения к прекрасному миру автомобилей прошлого.

Кстати, в этом году выставка была посвящена еще одной знаменательной дате - 55-летию Американской национальной выставки в Сокольниках 1959 года, превратившей парк Сокольники в культурно-выставочный центр. Это знаменательное событие в жизни СССР, которое за шесть недель посетило более 3 миллионов граждан нашей страны, отмеченное так называемыми "кухонными дебатами" Хрущева и Никсона, где Никита Сергеевич и пообещал показать американцам "кузькину мать". История умалчивает, состялся ли показ, но память осталась и во многом перешла по наследству к нашему поколению.

Открывал выставку Илья Сорокин. Энтузиаст своего дела, талантливый бизнесмен и генератор идей. Человек, во многом благодаря которому мы можем уже который год быть свидетелями возрождения автомобильной истории.
 
 
Ну и, конечно, не обошлось без причастных людей - Крутов Александр Николаевич, депутат Мосгордумы, участник выставки 1959 года, представителей компаний Bosh. Cadillac, Chevrolet, Андрей Сергеев - владелец клуба Джанкяд (самой большой частной коллекции реатроавтомобилей в России), Деметриус Имз - внук тех самых дизайнеров Имзов, которые участвовали в выставке 1959 года и делали знаменитый фильм об Америке на семи экранах, представитель Политехнического музея.
 
 
Ну поскольку нас с вами интересуют, конечно, автомобили, то перейдем непосредственно к ним. Количество настоящей, неподдельной классики, которое было представлено на выставке - поражает. В одном месте собраны прекрасные образцы автомобильной промышленности разных лет, причем состояние абсолютного большинства из них абсолютно рабочее - сел и поехал. Некоторые экземпляры еще в стадии восстановления, но видно, что осталось еще немного и они засияют, как в начале своей такой долгой жизни.

В этой части я покажу самые самые, на мой взгляд, экспонаты выставки. Чтобы не растягивать "простыню" на бешеные площади.

Гвоздем программы выставки стал единственный сохранившийся в нашей стране автомобиль-участник Американской национальной выставки 1959 года - Плимут Бельведер (Plymouth Belvedere 1959).
 
 
 
Именно "Бельведер" с размашистыми "хвостовыми плавниками", стремительным силуэтом и кричащим обилием хромового декора как никакой другой прекрасно иллюстрировал американский образ жизни.

После окончания выставки автомобиль не уехал обратно в Америку, а остался в Советском Союзе, где и прожил насыщенную событиями жизнь - из частных рук он попал на киностудию "Мосфильм", где служил реквизитом при съемках фильмов о жизни на Западе. Со временем "Бельведер" пришел в негодность и был брошен на мосфильмовской стоянке. За годы забвения "Плимут" превратился в руины, стал жертвой вандалов, но в итоге все же был спасен от неминуемой гибели усилиями энтузиастов американского автомобильного ретро, объедненных частной коллекцией "Джанкярд". К открытию "Олдтаймер-Галереи" удалось завершить основные работы по восстановлению этой подлинной классики. Как видно, автомобиль полностью восстановлен внешне, остались нюансы и, надеюсь, на следующем "Олдтаймере" "Бельведер" будет в центре внимания уже во всей красе.

Также в числе наиболее заметных экспонатов - Alfa Romeo 2600 Spider (1962 год).
 
 
Флагманская модель марки с 1961 по 1968 год и последняя Alfa Romeo с рядным шестицилиндровым мотором - классикой фирмы еще с 20-х годов. Базовая модель с кузовом седан и сайдер дебютировали в Женеве в 1962 году. Двухместный спайдер создавали художники прославленного ателье Carrozzeria Touring, сотрудничавшего с ведущими автомобильными производителями.

Технология производства в ателье Touring подразумевала ручную сборку, а кузова производились оригинальным способом - каркас из стальных трубочек обшивался снаружи кузовными панелями. Такая технология позволяла получить очень легкий кузов, что, несомненно сказывалось на скоростных показателях. По сравнению с седаном, спайдер получил усиленный со 130 до 145 л/с двгатель, разгонявший его до 200 км/ч. Из-за этого спайдеры Alfa Romeo 2600 использовались в качестве патрульных машин в итальянской полиции и крабинерии, получив за свою прыткость прозвища "Пантера" и "Газель". Конечно, тогда еще не знали наших "Газелей", иначе с последним прозвищем были осторожнее.
 
 
 
Компания Bosch представила на выставке один из самых знаковых автомобилей в истории компании, да и в истории марки - Mercedes-Benz 300SL (1954 год). Будучи сам фанатом "звездных" автомобилей, облизал его вдоль и поперек, пока фотографы других изданий вежливо, но с металлом в голосе не попросили меня убраться со стенда Bosch и не отсвечивать в кадре своим вдохновленным лицом.
 
 
Ровно 60 лет назад Mercedes-Benz 300SL по прозвищу "Крыло чайки" произвел сенсацию на Нью-Йоркском автосалоне - необычные двери, открывающиеся вверх и система непосредственного впрыска Bosh под капотом, впервые примененная на серийном легковом автомобиле. В феврале-марте 1954 года все автомобильные журналы писали только о Mercedes-Benz 300SL и заложенных в нем технических решениях. Почти 40 лет ушло у инженеров компании Bosh на создание системы непосредственного впрыска - это были годы взлетов и падений, отчаяния и обретения надежд, завершившихся триумфальным показом Mercedes-Benz 300SL в Нью-Йорке.
 
 
Оказаться на месте владельца Mercedes-Benz 300SL хотел каждый, но автомобиль стал настоящим эксклюзивом для избранных. Его стоимость составляла 29.000 немецких марок, а в США - 7.500 долларов, что равнялось нескольким экземплярам Cadillac. В итоге автомобиль становился собственностью лишь богатых и знаменитых. Среди владельцев этого красавца числились Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Анита Экберг, Грейс Келли, король Испании Хуан Карлос, Элвис Пресли, Пабло Пикассо, Кларк Гейбл.
 
 
Германия после Второй Мировой Войны долгое время не могла производить автомобили. И вот в 1951 году на автосалоне во Франкфурте-на-Майне была представлена первая послевоенная модель баварского концерна BMW, ставшая символом возрождения марки BMW в новой Германии.

Это была BMW-501 (на выставке представлен экземпляр 1954 года выпуска).
 
 
За свой весьма необычный внешний вид с объемными формами и округлыми линиями кузова модель BMW 501 получила прозвище "Ангел Барокко". С итальянского barocco переводится как "причудливый", "нелепый", "склонный к излишествам" - идеальное слово для обозначения величественного и пышного стиля, воплощенного в автомобиле середины XX века.

Внешний облик BMW 501 получился и старомодным и современным - боковина с выпуклой отштамповкой-переходом от переднего крыла к заднему удивительно сочетелась с таким прогрессивным для 1951 года элементом, как гнутое лобовое стекло. Узнаваемой чертой осталась облицовка радиатора в виде "ноздрей". Реклама BMW 501 льстила женщинам "Добрый день, мадам! Всего 22.000 марок, и мимо Вас ни один мужчина не сможет пройти, не обернувшись. Вы будете ловить их влюбленные взгляды, небрежно положив руку на рулевое колесо цвета слоновой кости".

Отдельным пунктом выставки были образцы советской спецтехники от реставрационной мастерской Евгения Шаманского.
 
 
Коллекционер и реставратор Евгений Шаманский представил новое направление своей деятельности - собрание из восьми советских тракторов разных лет выпуска ,великолепно отреставрированных и в полностью оригинальном состоянии. В России подобная коллекция является единственной в своем роде и демонстрируется публике впервые.

Старинные трактора - целый культурный пласт нашего прошлого. В 30-е годы профессию тракториста считали самой почетной на селе. Трактор в те годы - своеобразный мирный танк. Мы говорим тракторист, а подразумеваем танкист, веди именно в кинокомедии Ивана Пырьева "Трактористы" прозвучала знамениитая песня "Три танкиста, три веселых друга" и зрители уже преставляли себе, как герои по зову Родины сменят тракторные рычаги на танковые. Даже главный "железный" герой картины - могучий "Сталинец" на экране смотрелся словно боевая машина, хоть с ним играючи управлялся Клим Ярко - колхозный бригадир в исполнении Николая Крючкова.

"Сталинец" из коллекции Шаманского восстановлен до оригинального состояния и поистине является звездой коллекции. Первый советский серийный дизельный трактор, производство которого началось на Челябинском тракторном заводе в 1937 году и продолжалось до 1941 года. В годы войны "Сталинцы" использовались в качестве артиллерийского тягача. Осенью 1941-го, во время отступления Красной Армии, один из них увяз в болоте на Псковщине и пролежал там на семиметровой глубине до наших дней. В 60-е годы попытки поднять его на поверхность не увенчались усехом. Только в конце 2008 года "Сталинец" был извлечен из болотного плена и сразу же в Мастерской Евгения Шаманского начались работы по восстановлению этого раритета.

Еще более древние, чем "Сталинец"  первые советские тракторы "Универсал-2" и СХТЗ 15/30. Оба начали выпускаться в 1930 году. Первый на ленинградском заводе "Красный Путиловец" в Владимирском тракторном, второй - на заводах в Сталинграде и Харькове.

Представлены в коллекции и более молоде экземпляры, например, МТЗ-5ЛС - Минский тракторный завод выпускал его в 1957-1962 годах.
 
 
Конечно, какая же выставка ретро-автомобилей без представителей советского автопрома.

ГАЗ А (1933 год) - самая первая легковая модель Горьковского автозавода. Выпускалась с 1932 по 1936 од и представляла собой лицензионную копию Ford-A - за техническую помощь при строительстве завода советское правительство расплатилось с Генри Фордом валютой, полученной от продажи зерна на экспорт, а также предметами искусства из коллекции Эрмитажа. В 1933 году автомобили ГАЗ-А участововали в автопробеге Москва-Каракумы-Москва и успешно преодолели более 9,500 километров.
 
 
После 1937 года эксплуатация ГАЗ-А в Москве и Ленинграде была запрещена распоряжением Совета Народных Комиссаров из-за неблаговидности появления автомобиля старой конструкции в крупном городе.

Параллельно с "настоящим" ГАЗ-А выпускался и созданный по его мотивам детский педальный автомобильчик. Такие машинки в 30-е годы были неотъемлемой реалией в дворцах пионеров, а в пионерском лагере "Артек" дети даже устраивали импровизированные гонки на таких автомобильчиках. Сегодня подобные игрушки являются объектом коллекционирования.
 
 
На этом позволю себе закончить первую часть своего рассказа об "Олдтаймер-Галерее 2014", чтобы продолжить в ближайшее время описывать остальные экспонаты, коих было немало.

Одно хочу сказать - когда находишься рядом с подобными автомобилями (экспонатами их язык не поворачивается называть), понимаешь, что история - она никуда не ушла. Она здесь, среди нас. Она делается руками людей, которые восстанавливают автомобили, ищут редкие экземпляры, отдают за них нереальные деньи (за практически уже груду ржавого металлолома, из которой, как Феникс из пепла многолетним трудом ребят из Джанкярда, восстал Плимут Бельведер, отдали новый автомобиль бизнес-класса), вкладывают в процесс реставрации море времени, денег и сил. Это живая, действующая история автомобильного мира, и мира в целом, которую мы можем видеть своими глазами и трогать руками (если владелец позволит, конечно).Что замечательно - иначе как понять, чем жили наши родители и чем жил мир в те времена?



Продолжение следует....