Монополия ЦБ РФ на утверждение тарифов ОСАГО может быть отменена

По мнению депутатов ГД, в регулировании тарифов «автогражданки» должно принимать участие правительство.
 
Члены фракции ЛДПР Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов выступили с инициативой о лишении Центробанка права единолично решать, каким будет размер тарифа ОСАГО. Парламентариями был подготовлен проект закона, где предлагается наделить полномочиями в определении страховых тарифов наряду с ЦБ РФ и правительство России.
 
Причиной данной инициативы стало решение Центробанка о значительном увеличении базового тарифа обязательного страхования автогражданской ответственности, которое было негативно воспринято российскими водителями.
 
Речь идет о повышении с 12 апреля базового тарифа на 40-60% и расширении тарифного коридора с 5% до 20%. Как и следовало ожидать, львиная доля страховщиков, главным образом, региональных, установили максимальный тариф при заключении договоров ОСАГО.
 
Авторы предложения уже пытались опротестовать решение Центробанк, обвинив его в необоснованном увеличении тарифов. Недовольство такими мерами выразили и общественные организации автомобилистов.
 
Так, Федерация автомобилистов России направила в Генпрокуратуру просьбу о рассмотрении вопроса обоснованности роста тарифов ОСАГО.
 
Свою инициативу о разделении функций регуляторов тарифов между ЦБ и кабмином депутаты мотивировали тем, что, во-первых, такой структуре, как Банк России несвойственны функций по регулированию тарифов, разработке способов расчета ущерба, определению процентов взносов, а во-вторых, негативная реакция граждан на решения ЦБ направлена в равной степени и на правительство. В связи с этим было бы логично разделить право решать, каким будет страховой тариф, а равно и ответственность за подобные шаги, между Банком России и правительством.
 
Также инициаторы поправок считают, что при увеличении тарифов ЦБ руководствовался только собственными соображениями, без согласования с правительством, что абсолютно недопустимо при принятии решения, которое отразится на 75% граждан страны. Совместное определение размера тарифа, по мнению депутатов, позволит принимать более взвешенные решения.
 
Некоторые, однако, считают, что даже в случае принятия поправок ситуация вокруг формирования страховых тарифов вряд ли изменится. По словам советника президента Всероссийского союза страховщиков Владимира Клейменова, хоть Банк России и уполномочен единолично определять тарифы «автогражданки», пересмотр размера тарифов обязательно сопровождается консультациями со всеми заинтересованными сторонами из правительства и других органов власти, причем высказанные при  обсуждении мнения непременно учитываются.
 
Для решения (даже частичного) вопроса о росте тарифа ОСАГО Владимир Путин дал поручение правительству выработать методику предоставления скидок для водителей с небольшим доходом и для тех автомоблистов, кто не нарушает ПДД. Основой для этого механизма должна послужить единая система РСА. В то же время, как стало известно на днях, большая часть страховых компаний не предоставляют при заключении договора ОСАГО даже скидок по коэффициенту «бонус-малус» из-за большого количества ошибок и недостоверной информации о водителях в базах данных.
 
Непредоставление скидок по коэффициенту «бонус-малус» вменялось в вину даже крупнейшему игроку на страховом рынке – компании «Росгосстрах», действие лицензии которой было ограничено 26 мая решением Банка России.
По сообщению пресс-службы ЦБ РФ, регулятор получил тысячи жалоб на страховщика и выдал ему с начала года 385 предписаний. Нарушения ООО «Росгосстрах» законодательства по ОСАГО, в том числе непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО, навязывание дополнительных услуг, носили массовый характер, — сообщает пресс-служба Банка России.