"Поздравляю, Вас обманули!"

Эпиграфом к «Специальному репортажу» послужит безжалостно выхваченная из контекста фраза «каждый, у кого нет автомобиля, хочет его купить»,   впервые прозвучавшая в фильме «Берегись автомобиля».

В реальной жизни – напротив – опасаться нужно не самого автомобиля, а мошенников, которые эти автомобили продают.  Неважно, под  видом автосалона или частного лица.

 

И, поскольку коммунизма мы не дождались, да и развитый социализм как-то прошел мимо, новые автомобили сейчас доступны далеко не каждому, несмотря на просто нездоровое буйство различных кредитных программ,  предлагаемых банками. Вот и растет кривая продаж на вторичном рынке – от бюджетных отечественных до вполне достойных иномарок стоимостью, неограниченной воспаленной фантазией продавца.

Итак, спрос  есть. Что насчет предложений? Конкретнее?

 

Открываем в браузере auto.ru, avito.ru, am.ru.  «А газеты?» Можно и газеты. Хотя кто их, эти газеты покупает, когда  есть  Глобальная Паутина? В макулатуру эти газеты, там им место.

Сколько всего – глаза разбегаются. И частники продают своих «ласточек», и перекупщики, гордо именуемые «автосалонами» и даже «автобутиками» …  Выбор огромный: бренды любые, модели – разные. Что душе угодно, кошельку приятно и так далее.

 

Определяемся с покупкой, хотя должны были это сделать заранее. ОК, прикидываем, сколько у нас в кармане и на счете денег, мысленно плюсуем будущие расходы – на оформление, страховку, бензин (если покупаем в другом городе) и, конечно, еще на обязательное ТО – замену масла, свечей, ремней…

Да что я вам рассказываю, вы и так все сами знаете. И на «смотрины» вы поедете не один, а с другом или приятелем, у которого есть бесценный опыт. Ну, или толщиномер с собой, который определит толщину слоя лакокрасочного покрытия. Хотя,  это для тех, кто еще верит, что есть некрашеные б/у автомобили. Простите, цинично – но таких авто нет. Или очень мало. В Деда Мороза тоже многие верят.

 

Давайте сразу оговоримся – я не буду затрагивать технические моменты покупки, а расскажу, как вас могут обмануть, используя разные недобросовестные методы продаж.

 

Откуда я все это знаю? Как говорил профессор Преображенский - «Стаж…» Он самый, да. Менее чем  за двадцать лет через меня прошло не меньше сотни автомобилей, а в личном пользовании – уже пошел  четвертый десяток. И еще – опыт и знакомства в автомобильных кругах, что тоже немаловажный фактор.

 

Итак, едем в самое логово «разводил» - автоломбарды,  автоплощадки, «автовыкупы», в общем.

Туда, куда стекаются «бэушные» машины, которые скупают задешево, а продают задорого. По словам менеджера одного столичного салона «мы  опускаем  покупателя от 80 до 100 тысяч от среднерыночной цены, и нам плевать, что его авто в отличном состоянии» (дословная цитата). Неважно, Воронеж или Москва, Липецк или Питер, Белгород или Тамбов. Схема одна, и она до боли банальна и скучна – купить дешево, продать дорого.

 

В Воронеже, кстати, ценники на авто весьма завышены. Это уже исторически сложившаяся традиция, и, по мнению многих, воронежские «перекупы» - одни из самых жадных до денег среди своих коллег.  

Нет в городе нормального рынка, как и нет на нем нормальных, «живых» автомобилей. Найти на воронежских площадках действительно стоящий авто – это как в куче, простите, навоза отыскать алмаз. А вот вариант «купить у владельца» - более оправдан в этом отношении. Здесь все проще и честнее.

Итак, своеобразный рейтинг «развода» на площадках-стоянках. Причем, я не ставлю своей целью перечислить все «приемы» перекупщиков, а отражу лишь ЗАКОННЫЕ способы отъема у вас денег.

 

1. Год выпуска автомобиля не соответствует заявленному. Скажем, на ценнике стоит 2010 год, в реалии – 2008.

Проверить это просто - способов «несть им числа»,  об этом знают многие, но все же расскажу об одном их них.

На маркировке стекол есть цифра,  которая  и означает год выпуска. Конечно, вы можете попросить у продавца  ПТС. Но, как это бывает у столичных «менеджеров»,  ПТС под любым предлогом вам не покажут заранее, а только после того, как вы заплатите деньги в кассу (см. ниже – прим. автора).

Будут что угодно говорить, петь соловьем, говорить через раз с кавказским акцентом «мамой клянусь, да», но – не покажут сразу.

Стойте на своем, требуйте, иначе – уходите сразу. В другой «секонд-хэнд».

 

2. Автомобиль имеет явные следы кузовного ремонта. Небрежная покраска, разной ширины зазоры и т.п.

Продолжать вообще надо? Думаю, нет. Но если вы горите желанием купить подобный авто, подумайте  еще. Раз сто или двести.  Если хотите, думайте еще, но тогда не читайте это статью вообще.

Хорошие авто на площадках долго не стоят, максимум пару-тройку дней, поверьте мне.

Их оставляют для «своих» клиентов, иногда таких же перекупов, но из других регионов.

 

3. Скрытая комиссия.

О, это шедевр мошенничества, взятый на вооружение у некоторых банков и подобных кредитных организаций! И, главное, все по закону, все будет чисто и благородно. А вы потеряете минимум от 5 до 15%  от стоимости автомобиля.

Как это работает? Рассказываю.

Вы выбрали авто. Посмотрели ПТС, проверили машину на ходу/яме/визуально. Вам рассказали трогательную историю про то, что бывший владелец – обанкротившийся дедушка, который ездил на машине только в воскресную школу, расположенную в одном километре от гаража. Другие варианты – владельца лишили прав/он уехал на ПМЖ в Антарктиду/просто сменил авто на другой. При последнем обычно добавляют «у нас тоже купил, слушай!»

Хорошо. Вы с продавцом идете в «офис» (как правило – сарайчик на площадке) и ждете, с удовольствием попивая чай/кофе, когда вас позовут. Куда? В другой вагончик, минут через 20, когда у вас лопнет терпение.

Там сидит «директор», который просит вас подписать договор – он почти ни к чему не обязывает. И машину надо подготовить к продаже – протереть стекла, попинать колеса. Капот, само собой, открыть –закрыть…. «А зачем подписывать-то?» «А вдруг Вы передумаете, а мы уже владельцу свои деньги отвезли!»  Казалось бы – да нет, я не передумаю! И подмахиваете… агентский договор. В котором черным по белому написано, что вы приобретаете автомобиль по заявленной цене у ООО такого-то через ИП такого-то… И ничего бы, и деньги с вас никто не требует.

Их потребуют через час или два, когда вам снова покажут авто, и вы придете в третий сарайчик, где сидит кассир-бухгалтер, которая  ткнет плохо наманикюренным пальцем в бумажку, где будет написано, что услуги в размере 5% (скромно, до 15% иногда доходит) агента Иванова И.И. оплачивает покупатель.  «А кто этот агент?» - ошарашено спросите Вы. «А тот, кто с вами авто выбирал!» «А директор кто?» «А это начальник агента Иванова, а мы вообще ООО, которое оформляет документы и принимает машины на комиссию. У нас свой директор, и свои агенты».

Вы нервно сглатываете ненормативную лексику, и  ищете Иванова или его директора, чтобы они пояснили, что это вообще значит. Но их рабочий день закончился минут 10 назад, а завтра они вообще вряд ли появятся. Домой, в Дагестан уехали. Там сейчас непросто…

Что вам делать в это случае? Уходить, как бы ни был прекрасен ваш выбор.

Не уходить, говорите? Хорошо, тогда платите сверху комиссию, и получайте ключи и документы. Ах да, вот еще вам «елочка» в подарок. Пахнет хорошо, до Тамбова хватит. Презент от фирмы.

 

А вот и психологическая составляющая обмана. Вы не думаете головой, даже если вам кажется, что договор вами прочитан и понятен. Перед вами – причем, постоянно – образ автомобиля, на поиски которого вы потратили чуть больше чем много времени и сил. И плевать вам на эти несчастные 5% от суммы покупки (средний чек которой – от 400 до 600 тысяч), вы платите, и уезжаете на долгожданной покупке. Эффект «деньги ляжку жгут» дополняют «предпродажное ожидание» и «эх, обмоем колеса».

Поздравляю, вас обманули.

 

Такой обман – на большинстве московских площадок. Причем, мой знакомый директор одной из них, не стесняясь, рассказал мне эту схему.  «А не боишься, что я напишу об этом? Поведаю, так сказать, своим читателям?» - спросил я. «Да пиши, на наш век лохов хватает» - был ответ.  – «Кто умный – сразу поймет, а дурак купит. А не купит – завтра новый дурак придет».

И главное, схема работает по закону. Вас никто не неволит подписывать документ.

 

4. Кредит 0%

Это классика жанра, с которой сталкиваются очень многие, становясь «кредитными рабами»  под минимум 40% годовых. Даже объяснять не надо, заявку «без каско и всего по двум документам» вам одобрят слету, но проценты после неприятно вырастут. За ведение счета, за открытие счета… много вариантов.  А вам покажут на стильном ноутбуке ваш ежемесячный –внимание! – примерный платеж. Скажем, 3999 рублей в месяц.

На то он и «примерный», или «резиновый» - как его называют продавцы. «Растянем» платеж незаметно, но ощутимо после.

Какой выход? Внимательно читать банковский договор. Но, как правило, вы вновь морально – за рулем своей мечты, и ничто вас не остановит. Даже переплата за 36 месяцев кредита, почти равная сумме вашей покупки.

 

Думаю, на первый раз достаточно информации.

 

Некоторые рекомендации для покупки.

1. Никогда не показывайте свои эмоции и не носитесь по стоянке с восторженным видом. Эмоции и дорогие покупки – несовместимы, и в таком состоянии вы – идеальная цель для мошенников.

2. Осмотрите автомобиль, или пригласите опытного эксперта для оценки. Ваш знакомый или просто эксперт – неважно.  Главное, чтобы он был профессионалом.

3. Никогда не подписывайте никаких бумаг, пока не увидите документы на автомобиль и не проверите их.

4. Никаких «комиссий», только акт приема ТС (некоторые добросовестные салоны работают «по-белому»)

 

И последнее – хоть картина покупки б/у авто получилась мрачной, заверяю вас, что не все так плохо.

В Москве я знаю несколько салонов, которые действительно работают не столько за деньги, сколько за репутацию. Они не принимают на комиссию «автохлам», дают реальную гарантию, подтвержденную юридически, и при любой покупке делают неплохие подарки – скажем, страховку ОСАГО, сезонную резину или  какой-нибудь гаджет, типа радар-детектора.

А прибыль получают от оборота и новых клиентов, которые приходят по рекомендации «старых знакомых».

И это ТОТ автомобильный бизнес по продаже б/у авто, который заслуживает уважение.