ВШЗ Pirelli: Российские шины с итальянским акцентом.

…Нельзя скидывать со счетов тот факт, что  журналисты – народ весьма любознательный.
 
А уж автомобильных журналистов хлебом не корми, дай покопаться во всякой технике, чтобы раскопать и узнать  что-то новое.  
 
Именно поэтому вопрос, заданный пресс-службой Воронежского шинного завода Pirelli: «Хотите, мы устроим вам экскурсию по нашему предприятию?» - звучал как утверждение.
«Конечно! Вы еще спрашиваете!» - ответили мы. – «А что-то эксклюзивное для нас будет?» 
Ответ был положительным: «Вы первыми из СМИ Воронежа посетите лабораторию стендовых испытаний». 
 
И вот здесь – минуточку внимания – вопрос: что для нас, автомобилистов, означает слово «Пирелли»? Свист покрышек по гоночному треку? Да. Высокие технологии в автоспорте? Несомненно. Мировой успех? Естественно. Но самый важный фактор – Безопасность на дороге. Именно так, с Большой Буквы.
 
Поэтому сама суть визита на ВШЗ Pirelli – это лично убедиться в том, что резина «Пирелли» проходит самый придирчивый и бескомпромиссный отбор, прежде  чем дойдет до конечного потребителя.
 
То есть, мы сможем воочию увидеть и рассказать вам, как проходят различные тесты те самые покрышки, которые выбирают для своих автомобилей крупнейшие мировые производители и – что уж там скромничать! – команды самых престижных автогонок «Формула-1».
Это одна часть материала. И он был бы неполным, если бы мы не показали вам, как эти самые покрышки делают на Воронежском шинном заводе. Весь процесс – от сырой резины до готовой автошины – все это будет в нашем материале ниже.
 
Итак, команда CarzClub.ru приехала на один из заводов, продукция которого гордо несет на себе легендарный бренд Pirelli.
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Что такое ВШЗ Pirelli?
Это громадная территория, и, когда мы приехали на завод, пройдя через строгую систему охраны, смогли оценить масштабы предприятия. Здесь – склады, там – офисные помещения, а дальше – «сердце» завода – основные цеха. 
Сегодня завод Pirelli производит более 5 тысяч шин в сутки. Планируемый объем производства на текущий год – почти 2 млн. (1 920 000 шт.) Если сравнить с прошлым годом – это 46% роста. 
Столь значительное увеличение объемов производства объясняется  несколькими факторами,  в том числе, ростом экспорта шин российского производства. 
 
Небольшой экскурс в историю и в... экологию.
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Прошло 143 года с того дня, когда Джованни Батиста Пирелли организовал компанию по производству и продаже изделий из эластичной резины; долгих  114 лет с момента, когда первые автомобильные шины марки Pirelli выехали из ворот фабрики в Милане и всего каких-то три года, как компания «Пирелли» пришла  в столицу Черноземья.
 
Нет, даже не пришла, а, говоря на сленге гонщиков, «вкатилась» в Воронеж. Стремительно и бесповоротно, и вскоре чадящие трубы и  грязные цеха «шинного», имевшего в городе, репутацию, мягко говоря, доживающего последние дни престарелого завода-банкрота, преобразились в современное и технологически совершенное предприятие мирового уровня. 
 
Конечно, не обошлось без «доброжелателей»  и  «диванных» критиков, но - «собака лает, ветер носит, а караван идет». Кроме значительных инвестиций в основное производство, за два года масштабной модернизации предприятия почти 2 миллиона евро было потрачено на проекты по обеспечению безопасности сотрудников и окружающей среды, реализовано несколько крупных проектов по снижению влияния предприятия на экологию города. 
 
Кстати, поддержка «зеленых» инициатив  – это одна из основных форм корпоративной социальной ответственности компании Pirelli по всему миру, в том числе и в России. 
 
Так, воронежский завод Pirelli выступил партнёром масштабной национальной акции по посадке деревьев «Лес Победы» и приобрел для этого 8000 саженцев ели для посадки. И уже в конце апреля, на площади в 4,8 га появилась «зеленая» надпись «70 лет Победы», которая  через несколько лет будет видна с самолёта на подлете к городу. 
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
И еще - пара фактов из жизни Воронежского шинного завода.  Войдя в состав международной компании, ВШЗ получил доступ ко всем перспективным разработкам и ноу-хау компании Pirelli. 
 
Успешным примером применения современных технологий можно считать выпуск так называемых «зеленых» шин. Помимо того, что производство этих шин оказывает минимальное воздействие на окружающую среду, их использование снижает расход топлива. Кроме того, «зеленые» шины обладают большим сроком службы, а значит, уменьшают потребление всех видов ресурсов. 
 
Достижения ВШЗ Pirelli в области охраны труда и экологии были подтверждены независимыми аудиторами. В конце 2014 предприятие получило сертификаты соответствия  международным стандартам OHSAS 18001 и ISO 14001. 
 
Безопасность  превыше всего.
 
Кстати, об охране труда.
Зайдя в холл, нам выдали странную обувь, на первый взгляд напоминающую популярные  «кроксы», только без подошвы.
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Как пояснили нам коллеги из пресс-службы, эта обувь – дань технике безопасности – литые носы защитной обуви оберегают посетителей от возможных травм. Рабочие же носят спец обувь со стальным подноском, обтянутые перфорированной замшей в спортивном стиле.
«А как насчет респиратора?» - спросите Вы. Он нам не понадобился даже в самом «черном» цехе - цехе резиносмешения. 
 
Сегодня – это чистейшее помещение, и того смердящего «амбрэ», доносившегося добрый десяток лет назад со стороны Машмета, уже нет.
 
Еще о безопасности. Ходить в цехах можно практически везде, но исключительно по специальной желтой дорожке. Вы не поверите, но внутри цеха ВШЗ Pirelli есть даже пешеходные переходы! И электрокары останавливаются без нареканий, пропуская «пешеходов», что приятно удивляет. 
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Высокий уровень производства виден даже «гуманитариям», а «технари» были бы в восторге от такого обилия современного оборудования и слаженной работы всей системы.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Разница между тем, «что было» и «как сейчас» - простите за штамп - небо и земля. Страшные рассказы бывших «шинников», работающих на производстве в период 80-90 гг. - о «саже, копоти, дыме и молоке за вредность», и – чистые цеха, белые рубашки менеджеров, опрятные майки и  спецовки рабочих, яркие рекламные постеры «Пирелли» разных лет, кондиционированный воздух и ни единого намека на какой-либо мусор, окурки и прочее.
 
Да и некогда хрестоматийный вид работника «бывшего» «шинного» - небритого, надсадно кашляющего из-за легочных болезней, и  с «беломориной» в уголке рта – ушел навсегда и как-то не вяжется с новым персоналом в чистых спецовках с логотипом Pirelli.  Люди работают в безопасных и комфортных условиях. 
 
И еще – наряду с простыми рабочими, рядом, буквально в паре метров, стоят офисные кабинки.  И неважно, кто ты – водитель электрокара, логист или начальник участка. Здесь работает единая команда. 
 
Кстати, о команде: теперь ежегодно на заводе проводится праздник Family Day – «День семьи», который призван стереть грань между отношениями «семья-работа». Дети вместе с родителями проходят заводскую проходную, а завод превращается в огромный парк развлечений. 
 
И еще один момент, о котором мы просто не можем не рассказать – питание в заводской столовой.  Сами понимаете – работа работой, а обед – по расписанию.
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Кстати, c открытием новой столовой на ВШЗ введена компенсация на питание - порядка 50 рублей в день. А регулярные проводимые «Дни  итальянской кухни» - это когда вместо традиционных котлет и компотов в меню появляются блюда знаменитой кухни с Апеннин: паста, несколько видов лазаньи, традиционные для Италии супы и салаты.
 
На наш взгляд, некоторым HR-отделам крупных компаний стоит поучиться на примере ВШЗ Pirelli такой работе с персоналом. 
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Будем резать, будем бить…
 
Итак, мы пришли на точку нашего назначения.
 
Это лаборатория стендовых испытаний – 12 разных установок, цель которых – максимально тщательно проверить резину на прочность и другие факторы.
 
Нас встречает руководитель лаборатории Тимур Расулев, который и рассказывает об особенностях теста шин Pirelli. 
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
 
Здесь испытывают покрышки из практически каждой выходящей с завода партии, и не только. «Подопытные» попадают сюда со всех степеней производства. Но – лучше раз увидеть. 
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Вот, скажем, тест на прокол.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Накачанную шину, надетую на диск, помещают под специальный пресс и включают его. Острый и толстый стержень пробивает колесо, а затем медленно выходит из него.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Конечно, в реальных условиях такое невозможно – максимум пара саморезов  встретится вам на обочине.  Интересно, что проколотая покрышка выдерживает давление, не стравливая сразу воздух. Таким образом,  шанс безопасно доехать до «шиномонтажки» у водителя все-таки будет.
 
В другой, закрытой комнате уже несколько часов (!) крутится колесо по барабану, имитирующему дорожное покрытие. Скорость – 240 км/ч, притом, что тестируемая покрышка рассчитана на максимальные 190 км/ч.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Своеобразный тест на «выносливость».
«Так ее уже должно разорвать на куски, верно?» - интересуемся мы. «Теоретически, да, но она еще держится» - парирует Тимур. – «Уже пару часов на скорости свыше двухсот крутится, и еще столько же проедет. Но я не советую вам испытывать такое на своем авто».
 
А вот стенд, который напомнит неопытным водителям «парковку в бордюр»  (знакомо?) -  боковой удар по резине.  Тест считается пройденным, если шина удержалась на диске. 
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Далее – самый большой по размерам «полигон» - здесь крутятся покрышки со скоростью 80 км/ч  24 часа в сутки, 7 дней в неделю. «Подопытные» проходят несколько стадий, имитирующих, например, погодные условия.  
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
А датчики, следящие за шинами, передают на монитор всю необходимую информацию, скажем, от температуры боковины резины до величины «пятна сцепления» с дорогой.
 
И – приятный эксклюзив для CarzClub.ru!  - нам посчастливилось воочию увидеть образец абсолютно новой зимней резины, которая появится только в этом году.
 
По понятым причинам, мы не показываем протектор новинки, так как модель еще не запущена в производство.  Сейчас эти покрышки проходят здесь предварительные тесты.
 
 
Походив по лаборатории и еще раз посмотрев на тесты автошин, мы идем дальше. Куда? Туда, откуда начинается производство этой легендарной автомобильной резины.
 
От сырья – до покрышки
 
Фотографии красноречивее всяких слов. В двух словах описать процесс не получится, слишком много сложных процессов задействовано в производстве. Процесс превращения сырой резины в новую автошину – на ваших мониторах.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Добавим к этому, что все сырье – будь то Милан, Воронеж или Киров – одинаковое для всех заводов Pirelli. 
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
А про единую технологию и стандарты мы уже говорили выше.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Туда, где еще десять лет назад работа проводилась с риском для жизни - среди повышенной температуры, копоти и сажи - сегодня можно безопасно зайти без респиратора и в кристально чистой белой рубашке. Проверено командой CarzClub.ru лично.
 
Воронежский шинный завод Pirelli
 
Далее из резиновой смеси делают заготовки для шин, затем из них собирают  своеобразный «сэндвич» - сырую шину, после чего она отправляется в цех вулканизации, где из пресс-формы на свет появляется готовая шина.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Но на этом процесс не заканчивается – каждая (именно так – каждая!) покрышка отправляется на участок контроля качества, и осматривается  на предмет возможного брака.
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
Процент брака готовой продукции на ВШЗ Pirelli составляет не более 2 %, что подтверждает высокий уровень работы предприятия.
 
Вместо эпилога
 
На фоне возрождающегося  российского производства, Воронежский шинный завод Pirelli выглядит почти хэдлайнером – идущим вперед и показывающим на своем примере, что в сфере промышленности нашей страны все не так плохо.
 
Кстати, как мы уже писали, весной ВШЗ Pirelli с рабочим визитом посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, который отметил, что 
Мы посмотрели хорошее предприятие, созданное с привлечением инвестиций, с большим будущим. Есть экспортное производство, которое принесет дополнительную валюту.
Дмитрий Медведев оценил работу нового шинного и отметил, что "воронежский завод Pirelli - предприятие с большим будущим".

Кстати, премьер оставил свой автограф на 3 000 000 покрышке, выпущенной с момента вхождения ВШЗ в состав Pirelli (см. фото)
 
Воронежский шинный завод PirelliВоронежский шинный завод Pirelli
 
 
Текст и фото: Алексей Шамарин/CarzClub.ru и Pirelli
 
На правах информационного партнерства